Бизнес планы, маркетинговые исcледования, поиск инвестий, оценка имущества. |
||||
Статьи |
Планирование в современном бизнесе |
|||
Бизнес план. Составление бизнес-плана. Планирование в современном бизнесе Этапы работы над бизнес планом Неочевидные последствия бизнес планирования Как избежать ошибок при разработке бизнес плана? Ошибки в написании бизнес планов Назначение и структура бизнес плана Составление технико-экономического обоснования (ТЭО) Структура технико-экономического обоснования (ТЭО) Чем технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО) отличается от бизнес-плана?. |
В статье рассматривается цель планирования в конкурентной борьбе. Даны рекомендации по составлению бизнес планов. Одним из основных факторов успешного выживания предприятия в конкурентной борьбе является умение своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие, как во внешней, так и во внутренней среде организации. Такая способность, в свою очередь, достигается несколькими путями. В современных условиях одним из ключевых элементов организации бизнеса является система планирования и управления коммерческой организацией. В быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и, не прогнозируя последствий. Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущей деятельности организации и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование при разработке долгосрочной перспективы развития предприятия. Работая без плана, вы не можете оперативно реагировать на совершающееся событие, и становитесь заложником обстоятельств. Действуя на основе разработанного плана, вы можете быстрее реагировать на предвиденные и запланированные явления. Успех в бизнесе главным образом зависит от трех составляющих: понимания общего состояния дел на данный момент; представление того уровня, которого Вы собираетесь достичь; планирование процесса перехода из одного состояния в другое. Решить эти вопросы позволяет бизнес-планирование, которое включает: разработку целей и задач, оценку текущего состояния предприятия, выявление сильных и слабых сторон, анализ рынка и информацию о потенциальных потребителях. В бизнес-плане дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. На сегодняшний день, едва ли не каждая компания хотя бы раз пыталась заниматься составлением бизнес-плана. В подавляющем большинстве случаев к этому вынуждает необходимость привлечения инвестиций. Но это лишь его внешняя функция. Более важной является его внутренняя направленность - как важнейшего инструмента внутрифирменного планирования. Однако очень часто составленные специалистами предприятий бизнес-планы (в т.ч. при помощи специализированных компьютерных программ) оказываются в лучшем случае на полке, или в мусорной корзине инвестора. Как быть? Бизнес-план можно разработать и самостоятельно, воспользовавшись специально созданными для этого программными продуктами или обратиться за помощью в одну из компаний, специализирующихся в данной области. В любом случае, нужно отойти от формального подхода к разработке бизнес-плана. Обложившись литературой, технологией составления бизнес-плана можно овладеть за несколько дней. Можно даже воспользоваться готовым шаблоном, подставив в него данные о своей фирме. Но конспектирование методической литературы - это только полдела. Главное правильные и достоверные расчеты. Конечно, финансовую часть можно составить при помощи программных продуктов. Например, таких как: Project Expert, “Альт-Инвест” или “ИНЭК-Аналитик”. Однако стоимость этих программ достаточно высока и иногда сопоставима со стоимостью заказа на бизнес-планирование. К тому же многие инвестиционные организации с осторожностью относятся к бизнес-планам сгенерированным только при помощи компьютерной программы. Такой бизнес-план может потребовать дополнительной и тщательной доработки. Серьезный инвестор будет оценивать и то, что называется корпоративной культурой компании, профессионализм руководителя и его команды, их видение настоящего и будущего своего бизнеса. Кроме того, кредиторы настороженно относятся к бизнес-планам разработанным самостоятельно. Объясняя это тем, что неспециалисты упускают многие важные моменты и не учитывают возможные риски, юридические аспекты деятельности, тонкости отношений с поставщиками и прочее. В любом случае, они оставляют за собой право запрашивать дополнительную информацию и настаивать на доработке проекта. А некоторые кредитные организации настолько тяготеют к красиво написанным бизнес-планам, что всегда найдут к чему придраться, если бизнес-план был составлен без помощи экспертов из консалтинговых фирм. Обращение к специалистам консалтинговой фирмы наиболее приемлемый вариант. Консультанты помогут учесть все нюансы и не совершить ошибок. Однако не стоит считать, что от вас потребуется только заплатить и получить готовый вариант. Ваше активное участие в составлении бизнес-плана - залог того, что на выходе вы не получите формальный и отвлеченный вариант, который не будет вдохновлять не только инвестора, но и вас самих. К тому же, иногда инвесторы требуют, чтобы бизнес-план представлял лично руководитель предприятия. Бизнес-план как инструмент внутрифирменного планирования поможет увидеть, как благоприятные, так и неблагоприятные возможности и последствия. Именно поэтому в таком бизнес-плане должны быть правдивые оценки, которые не исключают и то, что иногда честная информация может быть очень чувствительна и болезненно воспринята предпринимателем. Потому что правдивый и грамотно составленный бизнес-план может значительно изменить представление о перспективах занятия данным видом бизнеса. Но лучше заранее отказаться от возможных негативных экономических последствий, чем потом, когда уже весь бизнес будет поставлен под удар. Что необходимо учесть при разработке бизнес-плана проекта? Бизнес-план должен быть тесно увязан со стратегией предприятия, ведь именно он является инструментом реализации стратегических целей (при условии, конечно, что они правильно сформулированы). И конечно, должен содержать достоверные, фактические и планируемые финансовые показатели. Следует трезво оценить имеющиеся ресурсы и препятствия на выбранном пути. Здесь возможен возврат к выбору новых путей достижения желаемого состояния. Если препятствия во всех случаях настолько значительные, что не могут быть преодолены с помощью имеющихся ресурсов или изменения внешней среды, то возможен даже возврат к определению нового (возможно, более скромного) желаемого состояния. Инвестор будет тщательно проверять достоверность представленных ему расчетов и предположений. А он зачастую располагает не меньшей информацией, чем сам разработчик. Это одно из неизменных требований любого инвестиционного института. Поэтому не стоит вводить инвестора в заблуждение, показав слишком оптимистичный бизнес-план, лучше честно изложить текущую ситуацию. В противном случае можно очень легко попасть в весьма щекотливое положение и возможно, что больше ни одна кредитная организация не захочет иметь с вами дело. Безусловно, существует риск того, что бизнес-идеи проекта могут быть банально украдены самим инвестором. Однако, репутация на рынке иногда стоит дороже, и украв бизнес-идею один раз, такой инвестор может потерять репутацию навсегда. В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана привлечения инвестиций, для привлечения партнеров, для персонала фирмы и т.п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. В любом случае, для предварительной рассылки потенциальным инвесторам, лучше сделать сжатый бизнес-план объемом до 10 страниц (против 30-50 страниц полного плана). В таком варианте, он может состоять из основного резюме, резюме каждого большого раздела со всеми показателями, и не содержать конфиденциальной информации. Конечно, в реальной жизненной ситуации трудно сделать, в точности все как было запланировано. И бизнес-планирование не панацея от всех бед - это серьезное исследование, требующее много времени и сил, которых у вас может и не быть. Однако, используя бизнес-планирование в современном бизнесе, Вы можете быстро выявить природу отклонений и с наименьшими затратами (финансовыми и временными) произвести необходимую корректировку стратегии достижения такого состояния будущей реальности предприятия, которого желаете добиться собственными усилиями. |
|||
© ProKonsalt.ru 2005-2009 |
||||